Легенда алчевского футбола, игрок, который всю свою жизнь посвятил родной команде и родному городу. Футболист, фамилия которого наиболее часто звучала из уст болельщиков на трибунах стадиона «Сталь». Множество эпитетов можно подобрать для того, чтобы описать этого по-настоящему выдающегося игрока. В карьере Андрея Цвика числится более четырёх сотен матчей, проведенных в рамках первой лиги – рекорд за всю историю чемпионатов Украины. Особенно значим этот успех, учитывая, что все игры Андрей провёл в футболке алчевской «Стали». Именно с командой своего родного города Цвик прошёл весь путь – от зарождения клуба, до его выхода на уровень высшей лиги. Наверняка, даже сегодня Андрей мог бы помочь своей команде в футбольных баталиях, однако череда травм, полученных в чемпионском сезоне «Стали», поставила крест на карьере игрока. Сейчас Цвик – помощник тренера дублирующего состава. И алчевские болельщики верят, что из прекрасного футболиста вскоре вырастет не менее высококлассный тренер.
В общении Андрей исключительно скромный человек. Что и говорить, если даже на неоднократное предложение об интервью Цвик постоянно отвечал отказом, мотивируя это тем, что его персона не заслуживает большого внимания. Однако, одна из очередных попыток оказалась удачной, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с экс-полузащитником, а ныне одним из тренеров «Стали».
– Андрей, сначала хочется задать вопрос о твоих первых шагах в футболе – когда стал заниматься, кто был первым тренером, как попал в «Сталь»?
– Изначально никакого особенного желания заниматься футболом у меня не было. Просто гонял мяч во дворе, затем играл в школе – меня заметил тренер. В восемь лет я попал в пионерскую комнату Гайдара, – именно так в то время назывались спортивные секции. Спустя два года поступил в ДЮСШ СК «Коммунарец», где моим тренером был Чернощёков. Затем меня пригласили в молодёжную команду «Строитель», где тренером был Волобуев – в тот период времени мы играли в первенстве Украины среди юношей. В 1986 году «Строитель» начал выступать в первенстве области среди аматорских коллективов. В 1988 наша команда выиграла чемпионат области, завоевав право участвовать в чемпионате Украины. Уже в 1990 году, участвуя в финальном турнире первенства Украины, мы сумели занять третье место, которое дало право участвовать во второй лиге первенства СССР. Тогда это был большим достижением, ведь получить путёвку, пусть и во вторую лигу, было чрезвычайно тяжело. Играли мы там всего один сезон, потому что Советский Союз развалился, и футбольная система была реформирована.
– Можешь ли вспомнить кого-либо из первых партнёров по команде? Кто из них вместе с тобой остался в футболе, штурмуя всё новые и новые вершины?
– Из той детской команды могу вспомнить только Михалёва и Гопея, но они завершили карьеру, так и не дойдя до высшей лиги. Получается, что из всех своих первых партнёров по команде, до элитного дивизиона дорасти сумел только я.
– Какой из сезонов в чемпионатах независимой Украины выдался самым тяжёлым?
– Самый сложный сезон был в 1992 году, когда из 14 участников зоны «А» пять команд вылетало во вторую лигу – в том сезоне мы финишировали на девятом месте, в шаге от зоны вылета. В дальнейшем было полегче: мы всегда были либо в середине турнирной таблицы, либо среди лидеров – за выживание больше никогда не боролись.
– Андрей, тебя наверняка не обошли стороной травмы. Что можешь рассказать о повреждениях, были ли среди них серьёзные?
– Травм было очень много. Самые тяжёлые это, наверное, перелом ребра и повреждение плеча – оно выскакивает у меня и по сей день. Травма плеча – это на всю жизнь. Мелких травм была уйма – всех и не вспомнишь. В память о них остались многочисленные шрамы. До сих пор в памяти игра сезона 2003/2004, когда навыезде мы встречались с николаевской командой. В том сезоне они боролись за выживание, и изо всех сил старались отобрать у нас очки. Такой грубости со стороны соперников я никогда не видел. Именно тогда уже на первой минуте встречи мне сломали ребро – уверен, что их футболист умышленно пошёл на столь грубый стык.
– Кроме травм, случались ли ещё неприятные эпизоды, о которых не хочется вспоминать?
– Было очень неприятно, когда мы крупно уступали дома. Да и вообще, домашние поражения – это очень неприятно. Потом на улицу хоть не выходи.
– Переходя к более приятным темам, спрошу о весёлых случаях и курьёзах, которые приключались с тобой…
– Курьёзно было тогда, когда мы на автобусе ездили в Болгарию. Были страшные заносы, и нам пришлось руками толкать автобус, чтобы нормально проехать. На обратной дороге снова был гололёд, а мы ехали с горы… Приходилось выскакивать из автобуса и придерживать его руками, чтобы он не свалился в пропасть. Сейчас можно вспоминать этот случай с улыбкой, но тогда было совсем не смешно.
– Когда пребываешь в игре, обращаешь ли внимание на зрителей, на окружающую обстановку?
– Честно говоря, когда выходишь на футбольное поле, то видишь только то, что происходит в игре. Всё, что за его пределами, остаётся незамеченным. Даже не видишь, сколько зрителей присутствует на матче, потому что стараешься не отвлекаться, ведь это футбол – решающей может стать каждая секунда.
– А если фаны скандируют не совсем приятные слова?
– Неприятное, в основном, кричат только на выезде. Но мы стараемся не обращать на это внимание, ведь если будешь слушать их, начнёшь нервничать – игра не пойдёт. Это болельщики, и они приходят на стадион для того, чтобы выплеснуть свои эмоции, покричать – это тоже нужно понимать.
– Доставляло ли удовольствие скандирование, которое неоднократно доносилось с трибун стадиона «Сталь» – «Цвика на поле!»?
– Конечно, такое слышать приятно. Вдвойне приятно ещё и то, что даже когда я уже закончил карьеру, с трибун по-прежнему доносилось «Цвика на поле!». Рад, что с годами я сумел заслужить доверие болельщиков. Всегда старался оправдывать ожидания фанов, и, появляясь на замене, очень часто забивал важные голы.
– Сразу же вспоминается кубковый матч с «Шахтёром», когда «Сталь» выиграла со счётом 3:1…
– Да, наверное, это самый памятный матч.
– За свою карьеру ты забил более пятидесяти голов. Несмотря на свой довольно-таки небольшой рост, много мячей ты забил головой…
– Да, головой я забил порядка полутора десятка мячей. Но ведь в игре на втором этаже не рост главное, а правильный выбор позиции.
– Андрей, расскажи, пожалуйста, о своих детях…
– Воспитываю дочь, которой сейчас восемь лет, и сына, которому четырнадцать.
– Цвик-младший занимается футболом?
– Нет, он занимается борьбой, ходит на дзю-до. Пробовал свои силы и в футболе, но не слишком преуспевал, поэтому отдал предпочтение тому, что больше нравится.
– Как твоя семья относится к футболу?
– Семья воспринимает футбол как мою работу, и заядлые болельщики из них не получаются.
– Отношения с партнёрами по команде. С кем по-прежнему дружишь?
– Со всеми бывшими партнёрами по команде стараюсь поддерживать товарищеские отношения. До сих пор дружим с Арефьевым – мы с ним кумовья. Дружу с Плотниковым, Полушиным, Вертелецким – в общем, со всеми опытными «сталеварами». Да и с ребятами, которые сейчас играют в команде, перезваниваемся.
– Дисциплина в «Стали» всегда была на высоком уровне?
– Да, дисциплина у нас всегда была на хорошем уровне. Именно за счёт дисциплины мы всего и достигали. Анатолий Иванович всегда старался привить нам порядок во всём – ведь дисциплина очень много значит.
– Андрей, не секрет, что в некоторых командах иногда процветает так называемая «дедовщина». Не возникало ли таких проблем в Алчевске?
– Нет, у нас такого никогда не было. Анатолий Иванович любил молодёжь, и всегда заступался за неё, если приходилось. Но, в этом плане у нас вообще никаких проблем не было, ведь все ветераны сами были молодыми, поэтому, воспитываясь на хороших отношения к себе, нормально относились к подрастающему поколению.
– Главная проблема украинского футбола, на твой взгляд…
– Самая большая проблема в том, что футбол сейчас перерастает в рынок. Игроки, которые приходят в команду, сразу же начинают торговаться – какая будет зарплата, какие будут премиальные и т.д. То есть, люди деньги любят больше, чем футбол. При этом, ещё ничего не показав на поле, футболисты высказывают свои требования. Но ведь должно быть так, чтобы сначала футболист показал свои способности, а потом выдвигал требования – у нас было именно только так. Мы своей игрой доказывали свой уровень. Сейчас же, к сожалению, такого нет.
– Является ли проблемой засилье легионеров?
– Да, в нашем чемпионате слишком много легионеров. Хотелось бы, чтобы их было поменьше. Конечно, легионеры нужны, но нужны хорошие легионеры – такие, которые действительно могли бы показать классный футбол. Трёх-четырёх игроков хорошего уровня, думаю, было бы достаточно. Они бы подавали пример молодёжи, и тогда бы шёл общий рост команды. В этом плане очень показателен пример Англии. Ведь для того, чтобы попасть в команду английской премьер-лиги, футболист должен отыграть определённое количество матчей за свою сборную. А к нам едут легионеры, которые в своих странах выступали и в первой лиге, и даже во второй.
– Как ты считаешь, идеальным возрастным сочетанием команды является сплав опыта и молодости?
– Да, ведь почему во всех командах вместе с молодёжью всегда есть несколько опытных игроков? Потому что для того, чтобы расти, молодёжи нужно за кем-то тянуться. А если вся команда составлена только из юных футболистов, тянуться им не за кем – игроки «топчутся» на месте, не растут. Если же в команде появляется хотя бы один более опытный игрок, они видят его уровень, и уже пытаются тянуться за ним.
– Андрей, поменялось ли твоё отношение к футболу после завершения карьеры игрока?
– Появилась скука оттого, что не могу выйти на поле. Что и говорить, по игре скучаю очень сильно. Именно поэтому зачастую тренируюсь вместе с ребятами. Но, тренировками, конечно, настоящие матчи не заменишь.
Беседовал Артём Цыганенко (пресс-служба ФК«Сталь»)